Увеличивающийся спрос на СПГ стимулирует развитие производственной инфраструктуры и рынка транспортировки СПГ. Кроме того, меняется состав участников рынка - страны, ранее не занимавшие высоких позиций в структуре экспорта СПГ, становятся активными игроками рынка, осуществляющими инвестиции в новую инфраструктуру и научно-исследовательские разработки.
За последние 10 лет рост объемов производства сжиженного природного газа составил около 100%. К 2020 году сформируется незначительный разрыв в объемах потребления и производства СПГ. К 2025 году разрыв между спросом и предложением увеличится до 50-60 млн. т./год, с учетом прогнозной мощности запланированных проектов в период 2021-2025 гг.
Рынок регазификации
Регазификация СПГ – процесс преобразования СПГ в газообразное состояние для транспортировки посредством трубопроводов к конечным потребителям.
Наибольшее количество терминалов находится в Японии (26 терминалов суммарной мощностью 196,6 млн т/год), что связано с лидерством этой страны в мировом импорте СПГ. Значительные мощности регазификации развернуты и в других странах, ориентированных на импорт СПГ, а именно:
- Китай – 13 терминалов малой мощности, суммарно – 49 млн т/год;
- Южная Корея – 6 терминалов суммарной мощностью 100,5 млн т/год;
- США – 10 терминалов суммарной мощностью 128,8 млн т/год.
Регазификационные терминалы являются не только пунктами приема и переработки СПГ для нужд конечных потребителей, но также используются как площадки хранения газа. Основная доля мировых мощностей хранения СПГ приходится на 20 крупнейших регазификационных терминалов вместимостью от 0,5 до 3 млн м3 (42% от общих мировых мощностей), из которых 13 терминалов расположены в странах Азии. Cтроительство регазификационных терминалов производится странами-импортерами для обеспечения стабильности поставок и создания резервов СПГ во избежание дефицита энергоресурсов в сезон высокого потребления.
Транспортировка СПГ
Транспортировка СПГ осуществляется посредством специализированных судов-газовозов (метановозов). Современные газовозы оснащены изолированными системами хранения СПГ, а также двигателями, в качестве топлива для которых используется перевозимый СПГ.
По состоянию на конец 2016 года мировой флот танкеров СПГ насчитывает 439 активно эксплуатируемых или полностью готовых к эксплуатации судов, из которых 23 числятся как плавучие установки хранения и регазификации (FSRU) и 3 как плавучие установки хранения (FSU).
К 2022 году запланирован ввод в эксплуатацию 121 судна-газовоза, из которых только 66% судов имеют привязку к конкретному заводу по производству СПГ.
В 2017 году были спущены на воду 55 танкеров, включая два плавучих завода СПГ. Несмотря на прирост мощности предприятий СПГ на 36,8 млн т/год, в краткосрочной перспективе предложение на рынке морской транспортировки будет превышать спрос. Сложившийся за период 2012-2016 гг. дисбаланс спроса и предложения привел к рекордно низким чартерным тарифам, которые в перспективе 3-5 лет не имеют потенциала к существенному росту.
В 2016 году танкерами СПГ было совершено всего 4 246 рейсов, на 5% больше, чем годом ранее. Причиной этому стало введение новых мощностей и появление новых игроков в странах Африки и Ближнего Востока.